пришлите новость

Жесткое закручивание гаек продолжается. Главные события 2021 года в Башкирии по версии Пруфы.рф

Уходящий год не был богат на очень громкие события, но все же происходили истории, которые заставляли общественность бурлить. Это январские митинги, выборы в Госдуму, вакцинация и введение QR-кодов, переписной баттл с соседней республикой, снос знаковых для уфимцев объектов и т.д. Подробнее – в нашем обзоре.

Жесткое закручивание гаек продолжается. Главные события 2021 года в Башкирии по версии Пруфы.рф
Скрин

Год под знаком репрессий

В политическом смысле год для нашей республики был довольно насыщенным: протесты в начале года, последовавшее затем в масштабах страны жесткое закручивание гаек и абсолютно предсказуемые выборы в Госдуму РФ. Но качество этого содержания неизменно катится вниз.

Повестка двух январских митингов формально была привязана к имени Алексея Навального и его заключению в тюрьму. Но лидерскую эстафету у частично обезглавленных к тому времени сторонников опального политика подхватили лидеры движения «Республика». Они смогли аккумулировать региональную повестку и повести тысячи людей к Белому дому. В очередной раз Радий Хабиров увидел обозленных людей в окно своего кабинета. Люди скандировали за отставку главы РБ, а ОМОНу и полиции пришлось держать цепь.



Особо не углубляясь в дебри большой политики, отметим, что протестные акции по всей стране были неизбежны. Накал страстей не столько связан с именем Навального, сколько с массовым недовольством в обществе. Это было видно даже по комментариям уфимских пользователей Facebook: они никогда не были последователями оппозиционера, но выражали протест обнищанию народа, беззаконию и политическим репрессиям в стране.

митинг

Именно репрессии стали символом года как для республики, так и для страны. В ноябре была арестована бывший координатор штаба Навального в Уфе (организация признана экстремистской и иноагентом) Лилия Чанышева, уехал в Грузию юрист штаба Федор Телин, волонтера Ольгу Комлеву завалили исками МВД и Росгвардия. Уехал от ареста бывший участник признанного экстремистским БОО «Башкорт» Руслан Габбасов (признан иноагентом - обновлено 22 октября 2022 г.), но потенциально сесть может любой «башкортовец». В застенках находятся ребята из «кармаскалинской четверки». За слова реальный срок по экстремистской статье получила общественница Рамиля Саитова. Список можно еще долго продолжать. Но подлинный ужас у всего мира вызвали продолжающиеся разоблачения системы пыток в УФСИН. Самое страшное, что наше общество все это знает.

Нагло и бесцеремонно власть «забетонировала» политический статус-кво сентябрьскими выборами в Госдуму РФ. Что-то писать о тотальных нарушениях или фальсификациях не имеет смысла. Выборы как институт в России умерли, а последующие изменения в законодательстве фактически уничтожают остатки федерализма и местного самоуправления. Но самое плохое, что выстроенная система может быть жестокой и репрессивной, но не может быть самоустойчивой. Рано или поздно наступит крах, который постигнет всех нас.

В лучших традициях Оруэлла

Вслед за ковидом, который пришел в нашу жизнь в 2020 году и кардинально изменил ее, в этом году пришла вакцинация. И общество раскололось на два лагеря: сторонников вакцинации и не желающих прививаться антивакцинаторов. В соцсетях – почти гражданская война.

Недоверие к вакцине подкреплялось странными смертями вакцинированных чиновников. В сентябре умерла заместитель мэра Уфы Гульнара Валиева, в ноябре республику взбудоражила смерть мэра Стерлитамака Владимира Куликова, который прививался в прямом эфире. Через пару недель после него умерла председатель Верховного суда РБ Земфира Латыпова. Двое последних были вакцинированы «ЭпиВакКороной».

Чтобы подстегнуть нехотя прививающееся население, власти стали вводить существенные ограничения. Первая попытка была сделана в июне, когда глава Башкирии решил запретить непривитым посещать торговые центры и ограничить им плановую медпомощь. В ответ получил масштабную критику, и власти на время отступили. К тому же на тот момент ограничения мешали бы проведению Фольклориады.

Новое наступление на права граждан произошло с ростом заболеваемости коронавирусом в сентябре. С начала октября в три этапа начали вступать в силу ограничения для невакцинированных. Запрет на посещение торговых центров, культурных, развлекательных, спортивных учреждений, салонов, оказывающих услуги по уходу за телом и т. д. И это также вызвало бурную реакцию населения. Появились целые движения, которые выступают против так называемой куаркодизации населения, сравнивая происходящее с антиутопией Оруэлла «1984». Их активисты уверены, что с помощью QR-кодов вводится тотальное ограничение свободы населения.



Раздражение населения усиливали установленные властями так называемые двойные стандарты. Например, январские митинги были запрещены. В то же время в Башкирии оказались разрешены такие массовые мероприятия, как Фольклориада, Word Skills, спортивные марафоны, велопробег 1000 велосипедистов. Марафон «Кросс нации» прошел и вовсе уже во время подъёма волны заболевания в сентябре. В комментариях под фотографией с плотным потоком бегущих людей пользователи соцсетей злобно язвили: «Пусть прямиком бегут в Зубово» (ковид-госпиталь под Уфой – прим. ред.).

По состоянию на сегодняшний день, как рапортуют власти, в Башкирии привито почти 80% подлежащего вакцинации населения. Но какая доля этих сертификатов липовая, увы, не знает никто.

Переписной баттл

Для Башкирии и соседней Татарии традиционно перепись населения – целое событие. Не обошлось без конфликтов и на сей раз. В СМИ обеих республик больше полугода можно было наблюдать баттл ученых и общественников на тему «башкиризации» татар и «татаризации» башкир. Подробнее об этом можно прочитать на нашем сайте.

Но все же в условиях шокирующей убыли населения главным должен быть не вопрос, сколько у нас башкир и татар, а сколько вообще у нас осталось населения – больше 4 млн или уже меньше. Глава Башкирии успел обнадежить, что переписали «четыре сто», однако эксперты говорят, что он поторопился – после вычистки всех данных эта цифра может значительно уменьшиться.

Снос знаковых объектов

Сражения уфимцев с застройщиками, начавшиеся в 2020 году, в 2021-м набрали обороты и сменили вектор. Если годом ранее горожане в основном защищали свои дворы от высоток (чего только стоит скандал на улице Шота Руставели, где жильцы пятиэтажки запретили стройку высотки), то в этом году уфимцы переключились на защиту коммерческих объектов. Отметим два знаковых события.

Осенью уфимцев взбудоражил снос здания «А-кафе» и возможность появления на его месте двух высотных зданий. Активисты даже создали петицию против застройки многоэтажки, настаивая на том, что появление высоток приведет к транспортным пробкам и уничтожению лесопарковой зоны в этом районе. На сегодня точка в этом вопросе еще не поставлена.



Второй скандал разыгрался в «Олимпик-парке», где начался снос гостиницы. По словам собственника, он возводил здание по просьбе мэрии, и даже закрыл глаза на отсутствие разрешения на строительство. В 2016 году суд признал гостиницу самовольной постройкой. В декабре горожане выстраивались на защиту гостиницы от сноса «зеленой лентой», власти обещали найти компромиссное решение. Но 21 декабря зашла тяжелая техника и приступила к сносу.

фото 3 снос олимпик-парка.jpg

Золотая лихорадка

История с нелегальными золотодобытчиками, на которых уже много лет жалуются жители Зауралья, в этом году будто, наконец, сдвинулась с места. Летом республиканская правительственная комиссия дошла до местных карьеров в Учалинском районе и своими глазами увидела масштаб бедствия, которое сотворили с землями местных жителей «черные старатели». Выяснилось, что ущерб государства от «черной» золотодобычи составил 33 килограмма золота, или почти полтора миллиарда. По данному факту возбуждено уголовное дело. Станет ли это началом упорядочивания процесса золотодобычи в регионе – мы будем наблюдать и дальше.

«Это самовольный захват»: репортаж из деревни в Башкирии, где на виду у всех украли 330 килограммов золота

Открытия года

Долгожданным для уфимцев стало открытие улицы Комсомольской, которая была на ремонте долгих два года, а сдача постоянно переносилась.

Еще одна транспортная радость – открытие нового моста-вставки через Белую на южном въезде в Уфу. Правда, водители его тут же обозвали пизанским, потому что во время проезда кажется, что мост имеет наклон. Старый бельский мост в следующем году планируется закрыть на капитальный ремонт. Все три моста горожане получат только к юбилею Уфы в 2024 году.

мост.jpg

Еще одно грандиозное открытие чиновники сделали для себя лично. Возле Белого дома появился пристрой – здание Центра управления регионом стоимостью в 1 млрд рублей. При этом на публичной кадастровой карте этого объекта до сих пор нет, что рождает множество вопросов к его законности.

Свадьбы года

Две уфимские звезды связали в этом году себя узами брака. В конце августа в Москве 23-летний популярный рэпер Алишер Моргенштерн женился на своей девушке Диларе Зинатуллиной. Свадьба прошла «по классике» 90-х с выкупом невесты, конкурсами. В числе гостей были замечены блогер Настя Ивлеева, музыкант и блогер Даня Милохин, музыкальный продюсер Слава Марлоу, комик Александр Ревва, а тамадой вечера была Ксения Собчак. Самым дорогим подарком от друзей стал бронированный автомобиль стоимостью 29 млн рублей. К концу года в жизни рэпера наступила черная полоса. Глава Следкома РФ Бастрыкин обвинил Моргенштерна в торговле наркотиками, после чего он спешно уехал из России.

32-летний певец национальной эстрады Радик Юльякшин (известен как Элвин Грей) женился 17 сентября на своей избраннице Инзиле Фатхутдиновой. Свадьба прошла в уфимском конгресс-холле «Торатау». Самым известным гостем стал глава Башкирии Радий Хабиров. А самым весомым подарком – Mercedes-Maybach. Пошли слухи, что это был презент от руководителя Башкирии, но позже была запущена версия, что певца одарил его собственный продюсер.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное