пришлите новость

«Наверное, отсутствие таланта»: казанцы о нашумевшей постановке с Ильназом Галявиевым в театре Российской Армии

14:36, 18 августа 2021

| c1330

Жители столицы Татарстана возмущены – во время мастерской молодой режиссуры «Достоевский рядом» в московском театре Российской Армии Александр Плотников представил эскиз своего видения спектакля «Преступление и наказание». Но – через призму современных событий, сделав героями постановки Родиона Раскольникова и «казанского стрелка» Ильназа Галявиева.  

«Наверное, отсутствие таланта»: казанцы о нашумевшей постановке с Ильназом Галявиевым  в театре Российской Армии
Фото: instagram.com/teatr_armii

Журналисты Пруфы.рф собрали мнения жителей Казани, переживших события 11 мая, когда Галявиев напал на учеников и учителей гимназии №175. В тот день погибли семеро восьмиклассников и две учительницы. А также изучили мнения московских и петербургских критиков.

Уже не секрет, что Александр Плотников взялся за роман «Преступление и наказание», пережив собственную трагедию – когда-то от рук преступника погибли его прабабушка и прадедушка. Свои переживания, свою невысказанную боль он перенес на сцену. Так появился эскиз «Преступление и наказание. Раскольников/Галявиев».

Оксана Новикова, клинический психолог: 

– Понятно, что в свете сегодняшнего дня все, что происходит – это попытка получить хайп. Возможно, режиссер до сих пор пытается пережить то горе, которое он испытал в детстве, когда его родные погибли.

Сейчас он, возможно, подсознательно и поставил на сцене эту историю. Вероятно, всякий раз он проживает свою потерю, и это помогает уменьшить, утилизировать и расстаться со своей болью.


412_oooo.plus.pngИлья Славутский, Народный артист Татарстана, актер, режиссер:

– Александр Плотников заявил изданию «Ревизор», что сравнением с Галявиевым он хочет «дегероизировать Раскольникова». «Когда убили 6 миллионов евреев – важно, а когда одну старуху – ничего, можно и про Бога поговорить? – добавил он». Вот это странная мысль и очень неприятная. Я думаю, все это есть, наверное, отсутствие таланта и желание привлечь к себе внимание, а в силу отсутствия таланта – таким примитивным способом. Но это не спектакль, как я понял, а эскиз. Это не значит, что будет спектакль. Мысль «дегероизировать Раскольникова» – несколько глупая. Его и Достоевский, и никто не героизирует. Это попытка Достоевского разобраться в механизме преступления. Иными словами, Достоевский Достоевским, а «казанский стрелок» – это две разные вещи и их не надо смешивать сейчас, по горячим следам «хайп ловить».

У меня ведь тоже в «Королеве Красоты» история преступления, и девушка берет в руки ружье. И делал я премьеру в момент трагических событий. И мы говорили о трагедии в школе на репетициях. И я не героизирую героиню, а рассуждаю вместе со зрителем о том, как тонка черта между любовью и ненавистью.

Подпитываться актуальными проблемами нужно и правильно, а выставлять вот так это дешево и пошло, как в театре Армии, не стоит. 

443_oooo.plus.pngНаталья Скороход, кандидат искусствоведения, доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГАТИ, доцент кафедры театрального искусства РГИСИ:

– В эскизе Александра Плотникова «Преступление и наказание» впервые за всю историю инсценирования романа «идея» убийцы боролась с «правдой» жертвы, редукция главного героя была предпринята режиссером концептуально. Из всей сложности Раскольникова (Дмитрий Ломакин): его «болезни», психологических, социальных, метафизических мотивов преступления режиссер выделил только один – тот, что мог быть сопоставлен с мотивом сегодняшнего «идейного убийцы» – идея собственного превосходства над толпой, «биоматериалом», и гордыня, превращающая эту идею в раковую опухоль, изничтожающую душу и психику. 

1613_oooo.plus.pngАлена Карась, театральный критик, доцент кафедры истории театров России ГИТИСа:

– Отличная работа Александра Плотникова «Преступление и наказание». Подход режиссера к роману Достоевского – яркий способ сделать его частью личного, очень личного опыта не только создателей, но и зрителей, прежде всего, молодых. Какими бы сложными мотивациями ни объяснялось убийство, оно останется убийством. Молодая исполнительница монолога Сонечки Мармеладовой читает Евангелие о воскрешении Лазаря так страстно, так актёрски выразительно, что оно врывается в центр сегодняшней жизни с ее преступлениями. «Что может театр?» – повисает как будто наивный вопрос. Ответ оказывается очень экзистенциально острым. Театр может исцелить… Или воскресить умерших, убитых… 

1085_oooo.plus.pngАлександр Вислов, театральный критик, эксперт Национальной театральной премии «Золотая маска»:

– Три лучших эскиза лаборатории: 1. «Преступление и наказание». Попытка глубокого серьезного разговора о главных темах великого романа Достоевского, о понятиях греха и искупления, о непреходящей ценности всякой человеческой жизни. Чрезвычайно современный по сценическому языку и в значительной степени исповедальный по интонации эскиз, демонстрирующий не только очевидную способность молодого режиссера к освоению крупного сценического пространства, но и его недюжинное умение задаваться острыми вопросами современности (причем это высокохудожественными и максимально деликатными средствами), но и связывать «век нынешний и век минувший», русскую классическую литературу с ее «проклятыми вопросами» и мир идей нашего современника, включая сюда и сугубо личный, зачастую травматический опыт. 

Никакой «героизации казанского стрелка», о которой ни с того ни с сего, словно бы по чьей-то команде, принялись дружно трубить некие не вполне компетентные в сфере театра анонимные Telegram-каналы, на сцене Театра Российской Армии не было и в помине. Но была боль и сострадание по отношению к любой трагически оборвавшейся жизни, к трагедии, которая в наши дни зачастую становится не более чем «информационным поводом». 

1649_oooo.plus.pngВладимир Скворцов, Заслуженный артист России, художественный руководитель театра «Человек»:

– Потрясающие впечатления после лаборатории «Достоевский рядом» в Театре Российской Армии. Давно мои эмоции так не возбуждало увиденное, прежде всего тем, что Достоевский действительно здесь, и он действительно он – рядом.

…Страшнейший, эмоциональный эскиз на тему «Преступления и наказания», который я до сих пор вспоминаю со слезами. Разговор о том, что герои Достоевского живы, они среди нас, они именно РЯДОМ. Более того, как мне показалось, разговор именно о жертвах, что каждый из нас может стать невинной жертвой расправы над собой такого вот – «современного Раскольникова» – как и когда-то спокойно идущего по улицам города, с орудием убийства в руках. Данный эскиз, и в дальнейшем, надеюсь, спектакль, ценен для меня также и тем, что режиссёр Александр Плотников связал историю романа с трагедией своих родственников, вот так же когда-то ставших невинными жертвами такого вот чудовища. От этого знания – начинаешь понимать, что соприкасаешься с чем-то очень личным, и на данное высказывание режиссер, безусловно, имеет право. Много мыслей и эмоций возникает, когда Александр Плотников выхватывает примеры таких вот преступлений из недавних трагических событий.



ПОДЕЛИТЬСЯ











последние новости



Загрузка...

© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика