пришлите новость

Зрители не выдерживали напряжения, или как в Казани восприняли нашумевший спектакль из Башкирии

09:00, 11 июня 2021

| c1635

Если работа Башдрамтеатра достойна похвалы, то организация спектакля в театре им. Камала и поведение зрителей оставляет желать лучшего

Зрители не выдерживали напряжения, или как в Казани восприняли нашумевший спектакль из Башкирии
Фото: vk.com/bashdram

На сцене Татарского театра им. Г. Камала состоялся показ спектакля «Гөлбостан» (Гульбостан) от главного режиссера Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури Айрата Абушахманова. Постановка успела нашуметь еще задолго до дня «икс» из-за высказывания Фарида Бикчантаева – главного режиссера татарского театра. По его словам, постановка была подвергнута цензуре, поскольку не устраивала руководство Башкортостана.   

Спектакль был заявлен в большом зале, но почему-то перед самым началом зрителей попросили пройти в малый зал. Мест не хватало, в какой-то момент театр закрыли и никого не впускали.

Акустика зала оставляла желать лучшего. Хорошо было слышно только Олега Ханова, который играл главного злодея, и то потому, что в стеклянном кубе, в котором он постоянно находился, был отдельный микрофон. Речь остальных актеров было сложно разобрать, особенно если действия проходили в другом углу зала. И поскольку не было сцены как таковой, то нам, зрителям, сидевшим по углам, не видны были некоторые сцены и пояснения, которые проецировали на стену.

photo5337086045054940486.jpg

В драме Кадыра Даяна «Тансулпан», на основе которой был написан сценарий к спектаклю, рассказывается о двух влюбленных Тансулпан и Айсуак. Они не могут пожениться из-за неподъемного калыма (выкупа) за невесту. Родители девушки выдают ее замуж за зажиточного старика Кусярбая, но после свадьбы она пытается сбежать с любимым. Однако их на пути догоняют, и Тансулпан бежит к скале, чтобы не отдаться новоиспеченному мужу. А тот, не желая признавать поражения, убивает ее. Айсуак вынужден бежать, чтобы вернуться с большей силой и отомстить богачу.     

Постановка Башдрамтеатра переносит зрителей в будущее, где человечество погрязло в последствиях экологической катастрофы. У людей не осталось даже чистого воздуха, они вынуждены носить костюмы химзащиты и противогазы, а женщины утратили способность вынашивать детей. Но в то же время демонстрируется жизнь богатых, у которых есть отдельные кубы с воздухом, травой и даже птицами. К слову, по задумке режиссера, старик хочет заполучить молодую жену из корыстных целей, потому что у нее обнаружился дар к деторождению. Но самой эмоциональной сценой был момент, когда массовка (работники завода), испугавшись потерять работу, главную героиню передали в руки приспешникам злодея, а ее родители затем сами заколотили коробку (олицетворение гроба) и отправили дочь как товар богачу.   
Как заявлял Абушахманов, спектакль рассказывает о проблемах экологии и потребительском отношении к земным ресурсам, социальном неравенстве, зацикленности на богатстве. «Наша героиня в спектакле из Тансулпан превращается в Гульбостан, что в переводе означает «страна цветов». Еще в начале становления башкирского суверенитета песня была «Башкортостан – Гөлбостан» у группы «Караван Сарай». Мы начали отождествлять девушку с республикой, которую распродают...», – объяснил режиссер.


Казанские зрители кричали «Браво!». Однако не все досмотрели постановку. К примеру, одна женщина покинула зал со словами: «Это слишком тяжелый спектакль. У меня сердце болит, я не выдержу». А солидного возраста мужчина, сидевший рядом, в момент, когда героиню насильно выдавали замуж, вытирал слезы и отводил глаза.

Аксакал Татарского театра им. Г. Камала, народный артист РТ и РФ, Азгар Шакиров поблагодарил актеров Башдрамтеатра за новаторскую работу и возможность взглянуть на проблемы с другого ракурса. Он отметил, что труппа заметно омолодилась, но осталась также одной из самых профессиональных коллективов России.

3fd4ce0bdf5fccf494f102414429cb74.jpg

Фото: vk.com/bashdram

После спектакля зрители еще долго обсуждали увиденное. И по счастливой случайности я заговорила с народной артисткой РБ и РФ Зоей Киреевой, которая всю жизнь проработала в Стерлитамакском театре и сейчас проживает в Казани.

– Это очень современно, смело. Мне очень понравилось. Спектакль обличил экологические бедствия. Для меня это важно. Хотя у меня есть знакомая, которая говорит, что экологическими проблемами не стоит заниматься – сейчас более или менее, и пусть наши внуки в будущем этим озадачатся. Но так неправильно. Режиссер молодец. Я всегда оцениваю спектакли с первых пяти минут. Если за это время понимаю, о чем будет следующая сцена, то это плохая работа. А здесь не знала, что же будет происходить, все время была интрига. Гениальнейшая работа. Это же Айрат! Абушахманов Айрат! – высказалась она.
Что касается заявленной «зацензуренности», то не исключено, что такое могло произойти. Потому что проблемность спектакля налицо, и руководители республики могли разглядеть в определенных сценах опасность тиражирования этих смыслов.
P. S. Удивило и даже немного расстроило поведение зрителей. В театре есть такое негласное правило – зал встает, когда актеры выходят на поклон и не уходит, пока сцена не закроется. Но на этот раз некоторые люди не встали, а другие даже начали покидать места сразу после окончания спектакля. Еще озадачил внешний вид определенных людей, которые пришли на мероприятие в шортах и майке. Возможно, это такой андеграундный казанский стиль.



ПОДЕЛИТЬСЯ










последние новости


Загрузка...

© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика