пришлите новость

Цензуре быть? Что есть страшного в «запрещенном» в Башкирии спектакле, который покажут в Казани

11:00, 10 июня 2021

| c1762

О спектакле с громким названием «Гөлбостан» говорят, что он не устраивал руководство Башкортостана

Цензуре быть? Что есть страшного в «запрещенном» в Башкирии спектакле, который покажут в Казани
Фото: vk.com/bashdram

В Казани стартовал XV Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз». Большой праздник национальных коллективов, направленный на укрепление связей и взаимное культурное обогащение, вдруг озадачило высказывание главного режиссера Татарского гостеатра им. Г. Камала Фарида Бикчантаева о постановке из Башкортостана. По его словам, спектакль «Гөлбостан» (Гульбостан) главного режиссера Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури Айрата Абушахманова, который покажут на фестивале, был «урезан и какое-то время под запретом» в РБ.

Как позже объяснил изданию Пруфы.рф Фарид Бикчантаев, он имел в виду то, что из спектакля убрали некоторые сцены. Однако назвать их не смог, поскольку сам его еще не смотрел.

­– Спектакль был подвергнут цензуре, потому что там история о шихане… сама форма не очень устраивала руководство республики, – пояснил Фарид Рафкатович.   

-KYaFfiVGGU.jpg
Фото: vk.com/bashdram

Сценарий к спектаклю написан по драме Кадыра Даяна «Тансулпан», в которой идет повествование о судьбе страдающих из-за сословного неравенства в XVIII веке влюбленных. Главную героиню Тансулпан хотят насильно выдать замуж за богатого старика Кусярбая, а ее возлюбленный Айсуак не в состоянии выплатить за нее калым (выкуп). В современной интерпретации история разворачивается в будущем – на заводе, которым заправляет олигарх Кусярбай.

dMPRwfhN918.jpg
Фото: vk.com/bashdram

Что могло стать объектом цензуры в «Гульбостан», в Минкульте РБ прокомментировать не смогли и попросили обратиться в театр. В Башдраме же нам сообщили, что спектакль успешен, и под запретом никогда не был. Более того, если посмотреть афишу, то последний раз на сцене его показывали на прошлой неделе – 2 июня.
Решающее слово было за режиссером Айратом Абушахмановым. Ведь только он знает, какие смыслы закладывал в свое детище.   

580_oooo.plus.pngАйрат Абушахманов, главный режиссер Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури: 

Спектакль «Гульбостан» неожиданно оказался пророческим. Он, выпущенный в феврале 2020 года, предвосхитил мировую пандемию и события, произошедшие в нашей республике. 

Пьеса основана на драме, написанная в 1941 году. Естественно, в то время авторы писали о том, что баи плохие, и как они грабят бедный башкирский народ. Главную героиню, Тансулпан, «продают» старику. Тогда еще была система калыма и девушек выдавали замуж не по любви. Мы сразу отошли от классической версии постановки: с художником решили не использовать музейные костюмы, потому что спектакль должен перекликаться с сегодняшним днем, и рассказали о потребительском обществе.

Наша героиня в спектакле из Тансулпан превращается в Гульбостан, что в переводе означает «страна цветов». Еще в начале становления башкирского суверенитета песня была «Башкортостан – Гөлбостан» у группы «Караван Сарай» и мы начали отождествлять девушку с республикой, которую распродают...

Еще один главный посыл спектакля – проблема экологии. Ведь если только потреблять, то рано или поздно это приведет к какому-либо коллапсу. У нас получилось так, что бедные жители – это рабочие какого-то условного завода, одетые в костюмы химзащиты и противогазы. Они выживают. А у богача, владельца завода Кусярбая, есть стеклянный куб, где внутри растет трава, птицы поют и есть чистый воздух. Постановка опередила события – по визуальному ряду напомнила пандемию.

Мы еще попробовали вставить в спектакль факты экологических бедствий республики, например, про разлив фенола на заводе «Химпром». Но не смогли до конца художественно это обыграть и отказались от такого хода. 

Однако у нас по шихану конкретики не было, поскольку премьера состоялась до конфликта на Куштау. Тем не менее были какие-то ассоциативные вещи: массовка пыталась защитить героиню и делала цепь как на Куштау, в финале Тансулпан-Гульбостан упаковывают в ящик и как товар отправляют за границу. Это могло перекликаться с попыткой отстоять земные ресурсы.

Меня часто спрашивают, откуда я мог предвидеть катаклизмы и конфликты, связанные с эпидемией и экологией. Даже мистифицировали мою профессию. Мне же кажется, что все очень просто – мы поставили спектакль о том, что будет, если только потреблять и забирать ресурсы. Это же очевидно, что точка невозврата пройдена, и таких «звонков» будет больше.

Спектакль проблемный. Не в плане каких-то запретов, а потому что в него вложены глубокие смыслы. Это не рядовая постановка о несчастной любви. Однако каждый зритель будет трактовать его по-своему. Что касается руководства Башкортостана, о котором говорит господин Бикчантаев, то, возможно, оно увидело в «Гульбостан» смыслы, которые не проходят по партийной линии. Но это уже другая история, мы расскажем об этом позже. А пока лучше оценить работу Абушахманова сегодня в 19:00 в театре им. Камала. 



ПОДЕЛИТЬСЯ










последние новости


Загрузка...

© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика